Здравствуйте, Кристина Александровна! Меня зовут Татьяна Анатольевна. Я работаю воспитателем. Поделитесь, пожалуйста, опытом. Как научить ребёнка любить театр? Как заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству и реализации творческих театрализованных проектов?
top of page
bottom of page
Спасибо.
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Спасибо за Ваш вопрос. Я считаю, что самый главный секрет успеха в организации «группового» театра - это увлечение и любовь к театру самого педагога. Только «искра» педагога сумеет «зажечь огонь» интереса у малыша, постоянно подогревать интерес и следить, чтобы этот «костёр» не погас.
Первая младшая группа и первое знакомство с театральными подмостками: игрушка би-ба-бо на руке воспитателя: то ласково исполняющая потешку, или весело поющая песенку, либо серьёзно читающая стишок- поучалку. Интерес ребёнка всегда будет прикован к эмоциональному педагогу, который использует все невербальные и вербальные виды общения мимику, жесты, интонацию. Так же необходимы и первые театральные реквизиты, которые будут доступны детям в уголке ряженья- маски зверей и героев сказок для малышей, платочек для бабушки, шапочка для дедушки и т.д. С этого же возраста заводим традицию театральных вечеров: раз в неделю в пятничный вечер дарим деткам сказочку используя настольный театр.
С каждым годом, по мере взросления, знакомим детей с разными видами театра и театрализованными играми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Чем больше видов театра будет присутствовать в вашем театральном уголке, тем более будет развит интерес ребёнка к данному виду деятельности. В более старшем возрасте (старшая, подготовительная группы) необходимо привлекать детей к совместному или самостоятельному изготовлению атрибутов, декораций, реквизита и даже виды настольного театра. Как показывает опыт, именно этими игрушками и декорациями чаще всего любят играть и показывать театрализованные постановки дети.
Второй секрет, как научить любить ребёнка театр-это доступность всего игрового материала. Как бы не был оснащённым ваш театральный уголок, какими бы уникальными костюмами и видами театра вы не обладали, он навсегда останется «мёртвой зоной» для ребёнка, если будет для него недоступен. Интерес ребёнка поддерживается только тогда, когда он самостоятельно может реализовывать свои творческие фантазии. Пусть он будет режиссёром, декоратором, актёром или суфлёром и в этом ему поможет ваш театральный уголок.
Первые театрализованные постановки ставятся мной уже со второй младшей группы. Роли распределяются между детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Как правило это более коммуникативные дети. Если ребёнок боится или стесняется благоразумнее оставить его в роли зрителя. Именно «роль», так как в театре все имеют роли, кто-то актёр, кто-то зритель. С каждой возрастной ступенькой усложняется репертуар и количество детей в актёрской труппе. В подготовительной к школе группе мной практикуются такие театрализованные постановки, где актёрская труппа насчитывает 25 человек, то есть вся группа. И моя задача, как педагога, каждому ребёнку «подобрать» такую роль, с которой бы он не только справился, но и «проблистал» на сцене.
Третий секрет успеха - это признание. Учить роли, учить взаимодействовать между собой, готовить декорации и костюмы – всё это интересно и замечательно, но в чём же состоятельность актёра? В том, чтобы его признали зрители. Обязательно у детей-актёров должны быть зрители. Показывайте свои постановки родителям, ребятам из других групп или даже друг другу в группе, главное аплодисменты и признание. Конечно такой продукт проекта несомненно подстёгивает детей на новые вершины.
Четвёртый секрет успеха – это сотрудничество с родителями. Наверное, это самая сложная сторона деятельности педагога. Не открою Америки, если скажу, что современный родитель стал более инфантилен, более загружен работой и своими проблемами. Главная задача педагога – расшевелить, заинтересовать и дать возможность родителям раскрыться и тогда, в тесном тандеме можно и «горы свернуть». С чего же начать? Первое родительское собрание и вопрос воспитателя: «Чем вы можете нас удивить, у кого какие таланты?» … и гарантированный ответ: «Мы ничего не умеем». Знакомо?
Почему то, с возрастом та непосредственность: «всё хочу попробовать и у меня всё получится» куда-то исчезает. Однако роль педагога не только создавать условия для формирования творческой личности ребёнка, но и «разбудить» эту творческую личность в его родителях. Именно разбудить, так как в процессе работы и сотрудничества выявляется столько творческого потенциала, что остаётся только удивляться, какие все родители живые, заинтересованные, креативные личности. Однако, выделю несколько этапов.
Сотрудничество с родителями и вовлечение их в театральную деятельность необходимо начинать с первого знакомства. На первых собраниях (проводить их не в традиционной форме) внедрять игры, упражнения и этюды («Расскажи мне о себе», «Телеграмма», «Комплимент», «Подари подарок») на сближение, на более близкое расположение друг к другу, так как боязнь публичного выступления и взаимодействия друг к другу, как правило, является основной причиной отказа от данного вида сотрудничества.
Вторым этапом необходимо заинтересовать родителей и создать такие условия, что бы они чувствовали непосредственно своё участие в «театральной» жизни группы. Для этого был объявлен конкурс на пополнение театрального уголка. Каждая семья готовила определённый вид театра (на свой выбор). Вызванный этим приёмом интерес, позволяет родителям более глубже познакомиться с видами театра (поиск в интернете, литературе). Обязательно нужно оформить выставку, чтобы родители могли оценить работы друг друга и обменяться опытом. В завершении данного этапа проводится небольшие презентации видов театра, сделанные руками семей. Это могут быть выступления детей, инсценировки и постановки мини –сценок. Они должны видеть, что их продукт труда работает.
На третьем этапе проводятся консультации и мастер классы. Пожалуй, это самые любимые формы работы с родителями по данному направлению. Кому из взрослых не хотелось бы поиграть? Театральные упражнения, этюды, игры на выразительность речи, театры - экспромты – принимаются родителями очень позитивно. Именно на этом этапе педагог выделяет более раскрепощённых, коммуникабельных «будущих актёров».
На четвёртом этапе происходит вовлечение родителей на эпизодические роли во время утренников. Но необходимо учитывать потенциал пап и мам-тексты должны быть не большими и доступными для заучивания. Тут начинается индивидуальная работа над ролью, интонацией, мимикой и жестами, а так же учить пользоваться шпаргалками (для больших ролей)
На заключительном этапе - участие в театрализованных постановках (совместных и участие только взрослых актёров) начинается с вызова у родителей интереса сотрудничества (различные методы и приёмы). Затем репетиции, которые проводятся в удобное для всех время. Конечный результат должен быть отмечен (благодарности, грамоты, небольшие призы).
У большинства взрослых скрыть огромный потенциал творческих способностей, нужно только захотеть и суметь его раскрыть, тогда у педагога никогда не встанет вопрос-где найти актёров на праздники и театральные постановки.
И последний, пятый секрет как «околдовать» детей и родителей театрализованной деятельностью- непосредственно посещать театральные постановки в театрах своего города. Не просто вывозить детей на спектакли, а организовывать совместно с родителями культпоходы в театр в выходные дни. Как правило после премьеры весёлой дружной компанией все вместе идём или в парк или в детское кафе, где обсуждаем новый спектакль, игру актёров, декорации или просто общаемся, затрагивая все интересующие нас темы. Именно эта атмосфера взаимопонимания, общности интересов, взаимовыручка помогли активизировать сотрудничество родителей, а так же поддержать их уверенность в собственных возможностях и переосмыслить отношение к собственному ребенку и педагогу. А мне как воспитателю, помогли установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитании детей.